В данной статье описана методика
улучшения точности и повторяемости позиционирования сервопривода при
помощи внешнего потенциометра обратной связи.
Проблема в том, что сервоприводы, подходящие
для горизонтального вращения вокруг своей оси, достаточно дороги.
Поэтому возникает идея приспосабливать для этих целей обычные
сервоприводы от, например, радиоуправляемых аэропланов.
Первый вариант состоит в троекратном
ускорении обычного сервопривода. Для этого к выходному валу
сервомеханизма прикрепляют шестерню с 36-ю зубцами, а основание
вращающейся горизонтальной платформы помещают на 12-зубчатую шестерню.
Тогда диапазон поворота стандартного сервопривода увеличится в три раза
и составит более 360 градусов.
К сожалению, не только угловая скорость
увеличивается в три раза, - погрешность позиционирования также
возрастает в три раза. И когда джойстик дистанционного пульта
помещается в центральное положение, камера не возвращается в точности в
начальную позицию. Отклонение зависит от направления и дистанции
предыдущего поворота. Так что эта конструкция работает, но весьма
неточно.
Решение заключается в использовании
внешнего потенциометра для создания обратной связи в цепи
позиционирования сервомеханизма. Предложенная методика по улучшению
точности позиционирования подойдет для любой схемы управления
сервопривода.
Здесь уместно изложить немного теории. Рекомендуется обратить внимание на имеющийся в Интернете тематический обзор.
Положение выходного вала в стандартном
радиоуправляемом сервоприводе определяется двумя сигнальными потоками.
Это внешний контрольный сигнал, генерируемый парой передатчик/приемник
или управляющим компьютером, и опорный, который генерируется самим
сервомеханизмом.
Это "почти точное совпадение длительностей" служит источником мертвой зоны сервомеханизма. Большинство современных сервоприводов изменяют скорость мотора так, чтобы он работал медленно при близких значениях ширин импульсов для предотвращения "рыскания" и вибрирования сервопривода вблизи мертвой зоны. А при существенной разнице в длительности импульсов мотор работает на полной скорости. Некоторые конструкторы роботов используют это свойство для достижения эффекта "переключения скоростей" в переделанных сервоприводах.
Наше решение по достижении большей точности позиционирования состоит в следующем. Платформа с видеокамерой приводится во вращение непосредственно выходным валом сервопривода, а вместо внутреннего потенциометра обратной связи используется внешний. Поскольку внутренний потенциометр удален, сервомеханизм будет вращаться до тех пор, пока внешний потенциометр не повернется на соответствующий угол. Поэтому вместо ускорения выходного вала (что приводит к ухудшению точности позиционирования из-за увеличения мертвой зоны), осуществляется замедление потенциометра обратной связи.
Мы взяли 80-зубчатую шестерню, на которую
поместили платформу с камерой, и 20-зубчатую шестерню для 10-оборотного
потенциометра. Тогда один полный оборот платформы соответствует четырем
оборотам потенциометра, в то время как полный диапазон движения
сервопривода соответствует пяти оборотам потенциометра. При этом мы не
увеличили погрешность позиционирования в три раза, как это было в
случае, описанном в начале статьи.
Последовательность действий:
1. Откройте сервомеханизм и удалите или отключите устройство обратной связи от выходной зубчатой передачи.
2. Найдите, где три провода от потенциометра соединяются с печатной
платой сервопривода. Отпаяйте их и припаяйте подходящий кабель из трех
проводов.
3. При необходимости расширьте отверстия для управляющих проводов, чтобы пропустить через них и этот новый кабель.
4. Выберите подходящий мульти-поворотный потенциометр. Для примера,
описанного в этой статье, прекрасно подошел 10-поворотный 10кОм
потенциометр. Припаяйте три провода кабеля к выходам этого
потенциометра, убедитесь что база, земля и сигнал подключены правильно.
5. Механически прикрепите потенциометр к вашему устройству.
Для проверки сервомеханизма запитайте его и
пустите номинальный сигнал (1,5 мс). Мотор должен заработать,
соответственно, выходной вал придет во вращение. Следует поворачивать
внешний потенциометр руками до тех пор, пока мотор не замедлится и не
остановится. При дальнейшем повороте потенциометра выходной вал должен
придти во вращение в противоположном направлении, вначале медленно,
затем быстрее по мере дальнейшего поворота потенциометра.
Именно все вышеописанное мы и проделали,
и это прекрасно работает. Голова робота поворачивается на 195 градусов
в обе стороны и возвращается точно на первоначальную позицию, когда
управляющий джойстик переводится в центральное положение.
Поскольку устройство обратной связи
подсоединено непосредственно к выходной платформе, это корректирует
проскальзывания и люфты в приводе, которые могут вызывать избыточный
или недостаточный поворот. Сервомотор продолжает работать, пока
платформа не займет правильную позицию, независимо от проскальзывания в
зубчатой передаче.